Праздники начала года считаются днями воссоединения всей семьи, дети и взрослые вместе наряжают елку, открываются рождественские базары и устраиваются веселые празднества. Именно поэтому домашний уют и предновогодняя суета становились во все времена темами для художников.
Наиболее заметный в этой череде художник Б.М. Кустодиев пробовал себя в шаржах и карикатурах, написании портретов (портреты Федора Шаляпина и Ивана Билибина) и был иллюстратором (в основном, к книгам Н.С.Лескова), а также скульптуре (бюст режиссера театра В. Э. Мейерхольда), делал декорации к театральным постановкам (оформление спектакля «Блоха» Н.С.Лескова, 1925 г.), однако, наиболее значимыми и высоко оцененными обществом достижениями стали пейзажи, в которых он изображает русскую провинцию во время народных гуляний и ярмарок на фоне прекрасной природы, покрытой снегом и освещенной зимним ярким солнцем. Здесь нельзя не перечислить картины «Зима», «Елочный торг», «Морозный день». Художник воссоздает родные просторы с любовью, наполняя полотна насыщенными красками и непрерывным движением.
Рождество изобразил датский художник Вигго Юхансен, входящий в группу Скагенских художников, работавших в натуралистической и реалистической манере с влиянием французского импрессионизма. В картине «Светлое Рождество» автор использует световые эффекты для выделения прекрасной ели, искрящейся в отблесках свечей, из-за чего сцена тонет в золотистом тумане.
Тема Рождества затронута в картине американского писателя Генри Мослера, картины которого отличаются тем, что сцены на них представляют собой настоящие театральные сюжеты. В картине «Рождественское утро» автор запечатлел мгновение предвкушения радости получения подарков.
Вышеупомянутая тема встречается в картинах Великой княгини Ольги Александровны Романовой, в общей сложности написавшей около двух тысяч работ. На своих полотнах художница чаще всего изображает цветы в светлых, почти пастельных тонах, а также воздушные пейзажи. Немаловажно, что средства, вырученные с продажи картин, О.Романова тратила на благотворительность и содержание своей семьи в сложные для всех, кто относился к царской династии, годы начала двадцатого века.
Часто встречающаяся тематика в новогодних картинах — это подготовка к торжеству, елочные торги и рождественские базары. Данную тему раскрывали русский живописец и портретист Генрих Манизер, советский художник А. Бучкури.
Подготовка к главным торжествам начала года включает, конечно, процесс наряжения елки. В картине Н.И. Фешина, хорошо знакомого как русским ценителям живописи, так и американским, мама и дочка выбирают игрушки для украшения дома, сцена поражает уютом и умиротворением.
На эту же тему высказывались русские художники С. Дунчев, А. Корин, Е.Н. Ткаченко и многие другие.
Прежде чем наряжать елку, надо продумать для нее украшения. В советские, а тем более в дореволюционные времена большого разнообразия елочных игрушек не было, поэтому их зачастую делали своими руками в основном из картона. Так, в картине Сергея Досекина дети под руководством дедушки готовят гирлянды для елки из разноцветной бумаги.
Не у всех художников главными героями картин были дети и взрослые, у голландской художницы Генриетты Роннер-Книп (1821-1909) ими стали котята, играющие с куклой под праздничной елью. Известная анималистка изображала на своих холстах как животных мелких торговцев Бельгии, так и любимых питомцев августейших особ Европы.
Вернуться к списку статей